Консультация детского гастроэнтеролога

По данным ВОЗ, до 80% детей страдают заболеваниями органов пищеварения. Незрелость организма у этой категории населения приводит к тому, что заболевания протекают намного тяжелее, чем у взрослых. Лечением врожденной и приобретенной патологией желудочно-кишечного тракта, возникшей в возрасте до 18 лет, занимается детский гастроэнтеролог. С помощью современных диагностических процедур врач может установить диагноз и назначить лечение.

Когда нужна консультация

• Нарушения аппетита
  • Боли в животе различного характера и локализации
  • Нарушение стула: синдром запоров и рецидивирующей диареи
  • Изменения в биохимическом анализе крови: синдром цитолиза и холестаза, нарушение белкового, углеводного и липидного обмена, воспалительные изменения на фоне нарушения стула
  • Изменения в анализе кала: снижение концентрации панкреатической эластазы, повышение кальпротектина, дисбиотические нарушения, признаки нарушенного всасывания, появление примеси слизи и крови
  • Выявление паразитарной инвазии
  • Изменения при УЗИ органов брюшной полости
  • Изменения при эзофагогастродуоденоскопии, ректороманоскопии, колоноскопии
  • Синдром срыгивания и рвоты
  • Синдром нарушенного всасывания;
  • Задержка физического развития в сочетании с нарушением питания и стула

Диагностикой и лечением, каких заболеваний занимается детский гастроэнтеролог

• патология верхних и нижних отделов желудочно-кишечного тракта (рефлюкс-эзофагит, гастродуодениты, язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки, колит и т.д.)
  • функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта (диспепсия, синдром срыгивания и рвоты, кишечные колики, нерегулярный стул)
  • хронические болезни печени и поджелудочной железы
  • заболевания желчевыводящих путей
  • хронические запоры
  • ферментопатии (лактазная недостаточность, целиакия)

При каких симптомах необходимо обратиться к детскому гастроэнтерологу

• тошнота и рвота, изжога, отрыжка, а так же частые срыгивания у детей грудного возраста;
  • нарушения стула (неустойчивый стул, запор, диарея);
  • периодические боли в животе даже слабой интенсивности;
  • вздутие живота, метеоризм, урчание в животе;
  • снижение аппетита, отсутствие чувства насыщения после приема пищи, чувство раннего насыщения;
  • плохое переваривание пищи;
  • изменение цвета и консистенции стула, наличие в нем патологических примесей (слизь, кровь);
  • нарушение акта дефекации (боль при дефекации, длительное натуживание, чувство неполного опорожнения кишечника);
  • налет на языке;
  • пожелтение склер глаз и кожи.
  • отставание в физическом развитии (недостаток или избыток массы тела);
  • поводом для визита к детскому гастроэнтерологу являются вопросы по питанию ребенка (как грудного, так и старшего возраста). В зависимости от индивидуальных особенностей развития ребенка, родители получат рекомендации по введению прикормов, а школьнику с хронической патологией органов пищеварения будет назначено лечебное питание.

Как проходит прием детского гастроэнтеролога

Детский врач гастроэнтеролог на приеме внимательно выслушает жалобы ребенка и его родителей, выяснит причину и давность их появления, уточнит особенности развития ребенка в период новорожденности и на 1 году жизни, его режим питания и дня, оценит вероятность наличие наследственных факторов в развитии заболевания, проведет осмотр пациента и, оценив полученные данные, сделает предварительное заключение о возможном заболевании органов пищеварения, его функциональной или органической природе, а так же составит план диагностических, лечебных и профилактических мероприятий.

Для уточнения диагноза врач может назначить следующие виды обследования

• Общеклинические исследования (анализ крови, анализ мочи);
  • Исследования кала (копрограмма, кал на яйца глистов, соскоб на энтеробиоз, кал на дисбиоз, бактериологический анализ);
  • Биохимическое исследование крови (показатели углеводного, липидного, белкового, пигментного обменов и ферменты);
  • УЗИ внутренних органов (печени, поджелудочной железы, желчного пузыря, селезенки, почек, мочевого пузыря);
  • Эндоскопические исследования (эзофагогастродуоденоскопия, ректороманоскопия, колоноскопия);
  • Гистологическое исследование биопсийных материалов;
  • Диагностика Helicobacter pylori;
  • Диагностика инфекционных возбудителей и гельминтов иммунологическим, иммуноферментным и ПЦР методами;
  • Рентгенологическое обследование, а при необходимости КТ или МРТ желудочно-кишечного тракта;
  • Внутрижелудочная pH-метрия, исследования желудочного сока и желчи;
  • Эзофагоманометрия – исследование перистальтики пищевода и измерение давления внутри него;
  • Электрогастроэнтерография – обследование функции желудка и кишечника с получением электрогастроэнтерограммы, показывающей работу органов ЖКТ.

Необходимость тех или иных обследований может назначить только врач, учитывая индивидуальный подход и течение заболевания у каждого пациента. В некоторых случаях могут понадобиться консультации врачей смежных специальностей (отоларинголог, кардиолог, невропатолог, хирург, психотерапевт, аллерголог-иммунолог, дерматолог, эндокринолог, стоматолог) для составления индивидуального плана ведения и лечения пациента. Кроме того, есть симптомы заболеваний органов пищеварения, которые не имеют явной симптоматики, относящейся к гастроэнтерологии. Так боли за грудиной, приступы кашля в вечернее и ночное время могут быть внепищеводными симптомами проявления гастроэзофагальной рефлюксной болезни.

Терапия гастроэнтерологической патологии в детском возрасте должна быть патогенетически направленной и назначена с позиции доказательной медицины. С этой целью могут быть рекомендована диетотерапия, медикаментозная терапия, физиотерапия и ЛФК, остеопатия, массаж, мануальная и рефлексотерапия. В период ремиссии и для профилактики рецидивов заболевания врач может порекомендовать санаторно-курортное лечение.

Методики лечения

• Лекарственная – назначение медикаментов внутрь и в уколах.
  • Фитотерапия – лечение травами.
  • Физиотерапия и ЛФК, улучшающие кровообращение органов ЖКТ и перистальтику кишечника.
  • Остеопатия, массаж и мануальная терапия – лечение с помощью рук, активизирующее работу органов и возвращающее их в физиологическое положение при смещении и опущении.
  • Очистительные кишечные процедуры.
  • Диетотерапия с исключением плохо переваривающихся продуктов, жирной, жареной, маринованной пищи и фастфуда.
  • Санаторно-курортное лечение в специализированных детских санаториях.
  • Для получения положительного результата при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта необходимо комплексное воздействие, сочетающее несколько методик. В периоды обострения показана лекарственная терапия, при стихании симптомов – физиолечение, массаж, мануальная терапия, фитотерапия.

В период ремиссии для профилактики обострений проводится санаторно-курортное лечение, ЛФК и поддерживающий прием лекарств.

На протяжении всего периода лечения и вне обострения детям нужно обеспечить правильное питание. При непереносимости некоторых продуктов их полностью исключают из детского рациона. Грудничкам, организм которых не усваивает лактозу молока, назначаются специальные соевые смеси.

Как найти хорошего врача

При выборе врача нужно поинтересоваться на интернет-ресурсах, давно ли он работает в сфере детской гастроэнтерологии. Стоит почитать отзывы на сайте клиники и на сторонних сайтах, например на форумах мам.

В крупном медцентре риск столкнуться с непрофессионализмом гораздо ниже, поскольку там следят за сотрудниками, вовремя убирая некомпетентных докторов. Кроме этого, в солидном медучреждения есть все необходимое для обследования и лечения.

Врачи-детские гастроэнтерологи:

Цены на услуги детского гастроэнтеролога

Прием детского гастроэнтеролога 2 000 руб.