Консультация детского гинеколога

Мнение о том, что девочек надо показывать гинекологу только при наличии жалоб, неверно. Это нужно периодически делать в любом случае, чтобы выявить скрытые патологии, проявляющиеся в детском и подростковом возрасте. Врач, разбирающийся в возрастных особенностях развития, обнаружит скрыто протекающие заболевания и назначит лечение.

Когда нужна консультация

Поводом для обращения к врачу должны послужить следующие состояния:

• задержка полового развития, отсутствие менструаций и половых признаков после 15-16 лет;
  • слишком раннее созревание;
  • долго сохраняющаяся нерегулярность критических дней;
  • болезненные месячные;
  • слишком длинный или короткий менструальный период – менее 21 дня и больше 30 сут.;
  • дискомфорт в интимной зоне;
  • патологические выделения из половых путей;
  • приступы боли внизу живота;
  • подозрения на заражение ЗППП;
  • травмы половой зоны и подозрение на насильственные действия.

Рекомендуемые сроки проведения профилактических осмотров у детского гинеколога

• После рождения. Обычно такой осмотр проводится в родильном доме, но лучше показать ребенка еще одному врачу. При осмотре выявляются аномалии развития половых органов и подбираются методы их устранения.
  • В годовалом возрасте – детский гинеколог ещё раз посмотрит ребенка для исключения не выявленных врожденных пороков половой сферы.
  • Перед поступлением в дошкольное учреждение.
  • Перед первым классом (6-7 лет).
  • В начале полового созревания (12-14 лет). Как только у девушки появились первые признаки взросления, ее обязательно нужно показать врачу. Важно посетить детского гинеколога после начала первых месячных. После 14 лет осмотр гинеколога проводится ежегодно.

Какие болезни лечит детский гинеколог

• Вульвит – воспаление слизистой половой зоны, вызываемое микробами, грибковой инфекцией, нарушением гигиены и заражением гельминтами, вылезающими из заднего прохода.
  • Синехии – сращение половых губ, возникающее в случае инфекции или врождённое.
  • Новообразования половых органов. В детском и подростковом возрасте диагностируются кисты яичников, но иногда могут наблюдаться и злокачественные опухоли. У подростков регистрируются также фибромиомы молочных желез.
  • Нарушение менструального цикла и ювенильные кровотечения, часто возникающие в подростковом возрасте.
  • Альгоменорея – болезненные месячные.
  • ЗППП, заражение которыми возможно при пользовании общими мочалками и полотенцами или при раннем начале половой жизни.
  • Заращение девственной плевы, выявляемое при первых месячных. У девушки возникают сильные боли внизу живота, а девственная плева выпирает и приобретает синюшный оттенок.
  • Атрезия половых путей – аномалия развития, при которой образуются спайки, мешающие выходу менструальной крови.
  • Гормональные нарушения, выражающиеся слишком ранним или поздним половым созреванием, нарушением менструального цикла. У таких девочек менструация может начаться раньше 9 лет или не начаться вообще. Иногда наблюдается оволосение по мужскому типу и даже неправильное развитие половых органов.

С какими симптомами обращаются к детскому гинекологу

• Аномалии развития наружных половых органов, иногда сопровождающиеся неправильным расположением мочеиспускательного канала.
  • Боль, воспаление, зуд в интимной зоне.
  • Обильные слизистые, гнойные или кровянистые выделения из половых путей, которые могут сопровождаться неприятным запахом.
  • Налет в интимной зоне и в паху, напоминающий свернувшийся творог.
  • Боль внизу живота, отдающая в пах и задний проход.
  • Спайки слизистых в половой зоне.
  • Нарушение менструального цикла.
  • Уплотнение в молочной железе.
  • Повреждение тканей в интимной зоне, вызванное травмой.

Как подготовить ребенка к приему

Посещение врача-гинеколога – достаточно большой стресс для девочки, поэтому ее надо подготовить к этому процессу. Нужно вкратце рассказать, как будет проходить осмотр, упомянув, что он не вызывает никаких негативных последствий. Обязательно нужно объяснить, зачем нужно такое обследование и что оно дает.

Поскольку девственниц осматривают через задний проход, нужно рассказать ребенку, как это происходит. Чтобы юная пациентка не испугалась, надо объяснить, что ректальное обследование не опасно и его проводят огромному количеству девочек.

С подростками нужно поговорить, объяснив, что посещать гинеколога должна каждая женщина. Обычно взрослые дети спокойно переносят осмотр.

Осмотр детей до 15 лет, согласно №323 ФЗ «Об охране здоровья граждан» от 21.11.11, проводится в присутствии родителей или опекунов. В старшем возрасте подросток может прийти на прием самостоятельно. Однако присутствие родителей в этом случае не запрещено. Результаты осмотра подростка старше 15 лет родителям не сообщаются. Исключение – обнаружение следов насилия и выявление патологий, опасных для жизни.

Подготовка ребёнка к осмотру тоже зависит от его возраста:

• маленьких детей достаточно искупать;
  • девочкам, которым планируется провести осмотр через прямую кишку, перед осмотром гинеколога нужно сделать очистительную клизму. Ребёнка подмывают, не используя антибактериальное мыло, мешающее полноценно исследовать отделяемое из половых путей.

С собой нужно захватить чистую пеленку, а более старшим девочкам – носки. Бахилы и перчатки брать не надо – они сейчас есть в каждой клинике.

Как проходит прием детского гинеколога

Осмотр девственниц проводится через задний проход. При этом гинеколог проверяет состояние влагалища, матки, придатков. Ощупывается низ живота, осматривается слизистая половых органов. У девушки берутся мазки из половых путей.

У подростков, живущих половой жизнью, обследование проводится так же, как у взрослых, с введением влагалищного зеркала. Врач осматривает шейку матки, слизистую половых путей. Берутся мазки на флору из влагалища, цервикального канала шейки матки и уретры.

Девушек, имевших интимные контакты, спрашивают о количестве половых партнеров и методах контрацепции. Эти сведения являются медицинской тайной и не сообщаются родителям, опекунам, представителям учебных заведений и т.д.

Во время приема или после него проводится УЗИ малого таза, позволяющее рассмотреть внутренние половые органы.

Девственницам такое обследование проводится через переднюю брюшную стенку (чрезкожно) или задний проход (ректально). Подросткам, живущим половой жизнью, проводится стандартное вагинальное обследование с введением датчика в половые пути.

Врач может назначить общий анализ крови, мочи, ПЦР-обследование, выявляющее всех имеющихся возбудителей половых инфекций. По результатам доктор направляет на повторное прохождение УЗИ и контрольную сдачу анализов.

Методики лечения

Методы лечения гинекологических патологий у девочек зависят от заявленного заболевания:

• При бактериальных инфекциях назначают антибиотики, а при грибковых поражениях – противогрибковые препараты. Лекарства могут быть назначены местно в виде мазей и ванночек, внутрь – в таблетках и уколах.
  • При обнаружении врожденных патологий назначается хирургическое лечение. Врачи рассекают спайки на наружных половых органах, делают пластику влагалища при его сужении и надрезают девственную плеву при отсутствии в ней отверстия.
  • При воспалительных процессах назначается противовоспалительное лечение, при болях – обезболивающие и спазмолитические средства.
  • Проводится физиотерапевтическое лечение – магнитотерапия, лазерное и ультразвуковое воздействие. Назначается электрофорез с раствором цинка, лидазой, йодистым калием и другими препаратами.

Большинство гинекологических заболеваний, выявленных в раннем возрасте, успешно лечатся. Главное вовремя обследоваться и обнаружить патологию.

Как найти хорошего врача

Поскольку первый визит к гинекологу в детском возрасте даже при самой тщательной подготовке является сильным стрессом, при выборе врача нужно проявить максимальную внимательность.

Обязательно посмотреть в интернете, как давно работает выбранный специалист и насколько длителен его стаж именно в детской гинекологии.

Лучше выбирать докторов, работающих в крупных клиниках. На сайте такого медучреждения можно почитать отзывы о враче, которые написали обращавшиеся к нему пациенты.

Умение общаться с детьми, тактичность и доброжелательность для детского гинеколога не менее важны, чем высокие профессиональные навыки. Если остались сомнения, можно приехать в клинику и поговорить с врачом. Обычно после личной беседы сомнений не остается.

Врачи-детские гинекологи:

Цены на услуги детского гинеколога

Прием детского гинеколога 2 000 руб.