Консультация детского лора

Если ребенок жалуется на боли в горле или ухе, затруднение при глотании и постоянно дышит ртом, его нужно показать детскому отоларингологу (ЛОРу). При несвоевременном лечении ушей и носоглотки болезни переходят в хроническую форму и грозят серьезными осложнениями – глухотой, менингитом, ревматизмом, ложным трупом – отеком гортани, приводящим к удушью.

Когда нужна помощь детского отоларинголога

Ребенка нужно показать этому доктору при следующих симптомах:

• Отсутствие носового дыхания, вызванное ринитом (насморком), искривлением перегородки, полипозными и аденоидными разрастаниями.
  • Болезненность в горле, усиливающаяся при глотании. На фоне ангины и фарингита у детей могут развиться гнойные очаги в горле – паратонзиллярный и заглоточный абсцесс.
  • Воспалительные процессы в ухе, приводящие без адекватных лечебных мер к тугоухости. Гноеродные микробы из уха могут попасть в головной мозг, вызвав воспаление его оболочек – менингит.
  • Нарушение слуха. Такое состояние может быть врожденным, а также возникнуть после отита и приема некоторых антибиотиков.
  • Ребенок жалуется на шум в ушах, головные боли, головокружения, сопровождающиеся тошнотой и рвотой. Эти симптомы часто сопровождают заболевания придаточных пазух и слухового аппарата.
  • Серные пробки. Попытки их удалить собственными силами приводят к серьезным травмам и инфицированию.
  • Подозрение, что малыш засунул в слуховой проход или носоглотку какой-либо предмет. Чтобы его извлечь, нужно обратиться в клинику.
  • Произошла травма носа или области наружного уха. Ситуация требует скорейшего обращения в клинику.

Какие заболевания лечит детский ЛОР

• Ринит (насморк) – воспаление слизистой носовых ходов, имеющее инфекционную или аллергическую причину.
  • Ангины (тонзиллиты) – острые и хронические. Тонзиллит – частая причина развития ревматизма.
  • Воспаление придаточных пазух – синуситы, часто возникающие на фоне хронического насморка.
  • Аденоиды – разрастание лимфоидной ткани, сопровождающееся увеличением размеров глоточной миндалины.
  • Фарингиты – воспаление слизистой глотки.
  • Ларингит – воспаление гортани.
  • Отиты – воспаление наружного или среднего уха, внутренний отит – лабиринтит.
  • Аномалии развития ЛОР-органов.
  • Врожденную или приобретенную глухоту.
  • Полипы, кисты и другие опухоли носоглотки.

Симптомы, с которыми обращаются к ЛОР-врачу:

• гнойные, слизистые, кровянистые выделения из носа или ушей;
  • затруднение носового дыхания;
  • саднение и першение в горле;
  • снижение слуха;
  • болезненность и неприятные ощущения в ухе;
  • воспаление и зуд в носовых ходах, сопровождающиеся чиханием.
  • охриплость голоса;
  • ухудшение обоняния;
  • головные боли в сочетании с головокружением, тошнотой и рвотой.
  • фурункулы (гнойники) в области ЛОР-органов;
  • наличие инородного тела в носоглотке;
  • носовые кровотечения.

Как проходит прием детского отоларинголога

На приеме врач выясняет у родителей, когда появились беспокоящие симптомы, чем они сопровождались и с чем могут быть связаны. Специалист осматривает лицо маленького пациента с целью выяснения асимметрии, затем прощупывает лимфатические узлы – шейные и подчелюстные.

Проводится ларингоскопия – осмотр гортани. Процедура бывает прямой, когда применяется зеркало, и непрямой, проводимой с помощью прибора – эндоскопа. Фиброэндоскопия, при которой используется гибкий фиброэндоскоп, позволяет осмотреть евстахиевы трубы, горло и миндалины. Изображение, передаваемое эндоскопической аппаратурой, воспроизводится на мониторе, и доктор видит состояние ЛОР-органов.

Осмотр гортани проводится с помощью круглого зеркала. Для этого язык поджимают вниз шпателем. Переднюю часть носовых ходов осматривают с помощью специальных расширителей, а заднюю – эндоскопа. Слуховой аппарат проверяют с применением ушной воронки, прибора-отоскопа и налобного осветителя.

При болезнях, сопровождающихся нарушением обоняния, используется ольфактометрия. Юному пациенту дают понюхать пахучее вещество и спрашивают, что он чувствует.

Методы исследования слуха у детей зависят от возраста. Для обследования совсем маленьких детей используются шумные игрушки. На издаваемые ими звуки дети реагируют повышением активности. Примерно с 5 месяцев малыши поворачивают глаза или голову в направлении источника шума.

В возрасте 3-7 лет используется метод игровой аудиометрии. Ребёнок в ответ на звук нанизывает кольцо на пирамидку или перекладывает кубики. Детям постарше предлагается вслед за доктором повторять услышанные слова.

Для инструментального исследования органов слуха применяется акустическая импедансометрия. Во время процедуры оценивается подвижность слуховых косточек и барабанной перепонки. Определяется акустический рефлекс (сокращение стременной мышцы в среднем ухе), возникающий в ответ на резкие звуковые раздражители.

Еще один инструментальный метод определения слуха – отоакустическая эмиссия. На «улитку» – часть внутреннего уха – подаются звуковые колебания, которые регистрируются прибором анализатором. При глухоте реакция улитки на раздражители слаба или отсутствует.

ЛОР-врач назначает анализы крови мочи для выяснения общего состояния организма и выявления воспалительного процесса. При ангине и фарингите берется мазок из глотки для определения возбудителя, по результатам которого впоследствии будут назначаться антибиотики. Направляют на рентгеновское обследование, КТ и МРТ ЛОР-органов, показывающие состояние костей и мягких тканей.

После окончания всех обследований нужно будет повторно посетить ЛОРа для постановки диагноза и назначения лечебных мероприятий.

Как подготовить ребенка к приему

Записывая на прием маленьких детей, выбирайте время, не совпадающее со сном и кормлением. Малыш во время консультации не должен хотеть спать, пить или есть.

Дети, которые никогда не были на приёме у ЛОРа, могут испугаться, когда доктор начнет использовать инструменты. Поэтому малышу лучше объяснить, что доктор не будет ему делать больно, просто посмотрит горло, уши и нос. Говорить это надо спокойно, ровным тоном, чтобы у малыша не возникло сомнений.

Детям постарше можно рассказать о процедуре подробнее, объяснив, что действия доктора не вызовут болезненных ощущений.

Можно пообещать ребенку что-то приятное, если он будет хорошо себя вести у врача. Как правило, это нужно только для первого врачебного посещения. Потом малыш понимает, что блестящие инструменты не принесут ему боли, и спокойно входит в кабинет ЛОРа.

Если маленький пациент страдает хроническими патологиями ЛОР-органов или недавно лечился у отоларинголога, на приём необходимо захватить амбулаторную книжку, врачебные выписки, эпикризы из стационара, результаты лабораторных и инструментальных исследований. Другой подготовки не требуется.

Методики лечения

Для лечения ЛОР-патологий применяется лекарственная терапия. Больным назначают противовоспалительные, обезболивающие средства и антибиотики. Для улучшения сопротивляемости организма и повышения иммунитета применяются витамины и иммуностимулирующие препараты.

Часто применяют местные процедуры – орошение обеззараживающим раствором глотки, носа, ушной раковины. Гайморит лечат методом промывания, не предусматривающего проколов гайморовой пазухи. Серные пробки удаляют на специальном ЛОР-комбайне.

Широко используются физиопроцедуры, массаж, рефлексотерапия. В тяжелых и сложных случаях применяются оперативные методы – проколы гайморовой пазухи, принудительная перфорация барабанной перепонки, исправление носовой перегородки и т.д. При травмах и врожденных аномалиях ЛОР-аппарата проводят корректирующие и восстанавливающие вмешательства.

Применяя сочетание указанных методов, удается достичь положительного результата даже при самых сложных ЛОР-патологиях у детей.

Как найти хорошего врача

Если ребенку нужна срочная медицинская помощь и времени на поиски врача нет, лучше обратиться в крупную клинику или медцентр, где, как правило, работают опытные специалисты. Получить данные о стаже, квалификации, другие сведения о выбранном специалисте можно на сайте клиники.

Когда есть время для выбора, стоит побродить по интернету и почитать отзывы других мам, которые уже обращались к этому отоларингологу. Можно воспользоваться советами своих знакомых или родственников. Но даже при положительных рекомендациях, доверяя сына или дочь доктору, поинтересуйтесь его образованием, стажем и квалификацией.

2000 руб.

Цены на услуги детского лора

Прием детского отоларинголога 2 000 руб.