Консультация детского невролога

Детский невролог занимается диагностикой и лечением поражений нервной системы и функциональных нарушений у детей. Своевременное обнаружение неврологом патологий — залог эффективного лечения, избавляющего малыша от головных болей, проблем с учебой, вегетативной дисфункции и др. неврологических осложнений.

Когда нужна консультация

Консультация нужна в следующих случаях:

• Здоровым малышам в возрасте трех, шести месяцев и года. Врач определит, соответствует ли неврологическое развитие ребенка возрастным нормам.
  • Перед поступлением в ДДУ и школу, чтобы исключить патологии, при которых нежелательно находиться в коллективе.
  • В школьные годы необходимо периодически показывать ребенка врачу даже при отсутствии симптомов. Это делается с целью выявления болезней, еще не давших явную клиническую картину.
  • Задержка развития – малыш вовремя не начинает ползать, сидеть, ходить, разговаривать.
  • Неустойчивость психики.
  • Зажатость (гипертонус) или чрезмерное расслабление (гипотонус) мышц. Нарушение чувствительности в различных частях тела.
  • Непроизвольные неконтролируемые движения.
  • Головокружение и головные боли, особенно сопровождающиеся потерей сознания и обмороками.
  • Боли в позвоночнике, отдающие в конечности и ограничивающие объем движений.
  • Повышенная возбудимость, бессонница, тревожные сновидения.
  • Подозрение на наследственные патологии нервной системы.
  • Гидроцефалия – скопление избыточной жидкости в головном мозге.
  • Отсутствие усидчивости, сопровождающееся сложностями в обучении.
  • Травмы головы и их последствия.

Заболевания, которые лечит детский невролог

• Патологические процессы в головном мозге – менингит, арахноидит, энцефалит, энцефалопатию.
  • Задержку умственного развития.
  • Различные формы ДЦП.
  • Повышенное внутричерепное давление.
  • Гидроцефалию.
  • Неврозы и фобии.
  • Малую хорею – ревматическое неврологическое расстройство, проявляющееся непроизвольными неконтролируемыми движениями.
  • Остеохондроз и радикулит.
  • Позвоночные грыжи.
  • Травмы и опухоли головного и спинного мозга.
  • Нарушение мышечного тонуса – миопатии и миастении.
  • Воспаление нервов – невриты и невралгии.
  • Синдром дефицита внимания.
  • Хроническую усталость, наблюдаемую при перегрузке школьными и внешкольными занятиями.
  • Туннельные синдромы – зажатие нерва в костных или мышечных структурах. Капральный туннельный синдром возникает у детей, много времени проводящих за гаджетами. Болезнь проявляется болью в кистях и онемением пальцев.

С какими симптомами обращаются к врачу

Родители грудничков жалуются на набухание родничков, частое срыгивание и дрожание подбородка. В старшем возрасте обращаются с другими жалобами:

• головной болью;
  • головокружениями и обмороками;
  • заторможенностью или чрезмерной активностью;
  • постоянным плачем и истериками;
  • заиканием;
  • недержанием мочи;
  • отставанием в умственном развитии – малыш развивается медленнее своих сверстников, в школе с трудом усваивает программу;
  • непропорциональными размерами головы;
  • болями, онемением и затруднением движений в конечностях, в позвоночнике;
  • судорогами, тиками;
  • спазмами, слабостью мышц, параличами и парезами;
  • проблемами со сном;
  • различными фобиями (страхами).

Как проходит прием детского невролога

Во время приема врач опрашивает родителей, когда появились беспокоящие симптомы и чем они могли быть вызваны. Собираются сведения о перенесенных травмах, болезнях и операциях.

Специалист во время первичного осмотра выявляет признаки асимметрии лица и тела, которые часто возникают при параличах и парезах. Доктор смотрит, как движется ребенок, не наблюдается ли ограничение движений, обращает внимание на наличие непроизвольных мышечных подергиваний и тиков.

Поскольку опухоли, травмы, воспалительные процессы головного мозга сопровождаются нистагмом – непроизвольными движениями глаз, врач выявляет наличие этого симптома. Для этого перед лицом малыша водят яркой игрушкой и оценивают реакцию глаз. Детей постарше просят сконцентрироваться на пальце или предмете.

Рефлексы проверяют с помощью легких ударов по сухожилиям. Для проверки чувствительности пораженное место покалывают тоненькими иголочками.

Специалист-невролог оценивает уровень психического развития. Для этого используются тесты Векслера и Рейвена. Ребенок должен разложить картинки в определенной последовательности и найти недостающую часть изображения.

Для оценки развития также используется тест Гудинаф «Нарисуй человека». Юному пациенту предлагается на бумаге изобразить мужчину (дяденьку). Чем лучше и детальнее получится картинка, тем выше уровень развития.

Для оценки развития доктор беседует с маленьким пациентом, задавая вопросы. Во время разговора обращают внимание на логичность суждений, речь, общее поведение.

Маленькому пациенту назначаются:

• исследование головного мозга – МРТ или УЗИ;
  • электроэнцефалографию – исследование работы мозга;
  • доплеровское исследование сосудов области шеи и головы, показывающее движение крови. Это позволяет выявить признаки мозговой гипоксии (нехватки кислорода);
  • рентген, МРТ или КТ позвоночника;
  • анализы крови и мочи для исключения воспалительных процессов и интоксикаций, влияющих на работу головного мозга;
  • при подозрении на ревматическое поражение ЦНС назначается анализ крови на С-реактивный белок, ревматоидный фактор, антистептолизин-О;
  • поскольку при неврологических расстройствах часто нарушается мышечная деятельность, маленького пациента направляют на электромиографию – исследование работы мышц.

При необходимости назначаются консультации психиатра, окулиста, травматолога, хирурга, генетика, онколога и других специалистов. После обследования проводится повторный прием, во время которого ставится диагноз и назначается лечение.

При подозрении на опухоли, травмы и другие заболевания, подлежащие хирургической коррекции, маленького пациента направляют на консультацию к нейрохирургу.

Как подготовить ребенка к приему

Прием невролога, как правило, не вызывает страха даже у малышей. Правда, иногда малыш может растеряться при ответах на вопросы и прохождении тестов. Поэтому родителям нужно объяснить, что доктор просто поговорит и попросит выполнить задания. Можно потренироваться дома, складывая кубики в определённом порядке или пытаясь нарисовать человека. Тогда малыш на приёме будет себя чувствовать гораздо увереннее.

Записывая на прием грудничка, нужно выбрать время не совпадающее со сном и кормлением. Тогда малыш будет чувствовать себя гораздо спокойнее, а результаты консультации получатся более достоверными.

Особой подготовки перед приемом не требуется. Она нужна только перед проведением рентгеновского обследования и сдачей анализов. Поэтому во время приема проконсультируйтесь, как делаются процедуры, на которые выдано направление, и как к ним подготовиться.

Чтобы невролог смог получить максимум сведений о юном пациенте, на приём нужно взять амбулаторную карточку со всеми анализами, выписками и обследованиями.

Методики лечения

Лечебные методики зависят от выявленного заболевания, его тяжести, общего состояния и возраста.

Назначается медикаментозная терапия. Показаны лекарства, успокаивающие нервную систему и улучшающие ее работу. Назначаются препараты, усиливающие способность к обучению, улучшающие внимание, память и умственную работоспособность.

Хорошо помогают массаж, иглорефлексотерапия, лечебная физкультура, физиопроцедуры, посещение остеопата. Улучшить работу нервов и мышц у детей старшего возраста помогают занятия на тренажерах.

Добиться успеха при неврологических заболеваниях у детей часто удается только при приложении усилий нескольких специалистов. Многие патологии лечатся в союзе с психологом. Психологическое воздействие помогает лучше адаптироваться в коллективе, побороть фобии и избавиться от невроза.

При серьезных нарушениях психики невролог лечит юного пациента вместе с детским психиатром. При заболеваниях, затрагивающих, кроме нервной системы, и другие органы, малыша вместе с неврологом лечат педиатр, ревматолог, окулист, уролог. Хирургические вмешательства проводятся нейрохирургом.

Как найти хорошего врача

Поскольку лечение таких патологий часто бывает комплексным, его лучше проводить в крупной клинике, где, кроме невролога, работают и другие доктора, которые могут помочь, – психологи, психотерапевты, педиатры, нейрохирурги и т.д. Именно там и желательно искать «своего» невролога.

Неплохо почитать отзывы в интернете о клинике, в которую решили обратиться. На сайте медучреждения нужно посмотреть данные о враче, особенно о продолжительности его работы с детьми.

Выбранный специалист должен не только знать диагностику и терапию неврологических патологий, но и уметь находить контакт с детьми. Чтобы добиться успеха, доктору нужно поладить с маленьким пациентом. Тогда результаты будут соответствовать ожиданиям.

Цены на услуги детского невролога

Прием детского невролога 2 000 руб.