Консультация детского офтальмолога

С помощью зрения ребенок получает большую часть информации об окружающем мире, поэтому так важно сохранить глаза здоровыми с детских лет. Однако малыш не может сказать, что у него начались проблемы со зрением, поэтому единственный способ выявить болезни и начать лечение – посещение детского офтальмолога.

В детском возрасте многие болезни глаз ещё можно вылечить окончательно. Залог успеха – совместные усилия родителей и доктора, направленные на лечение ребенка.

Когда нужна консультация

• Грудной ребёнок не поворачивается в сторону яркого объекта, не реагирует на игрушки, капризничает, ведет себя беспокойно
  • Малыш щурится, трет руками глаза, плачет, в углах глаз и на веках скапливается гной.
  • Имеются признаки косоглазия (сходящегося или расходящегося, одно или двустороннего ).
  • У детей грудного возраста могут иметь место симптомы непроходимости слезно-носового канала и воспаления слезного мешка (дакриоцистита), проявляющиеся постоянным выделением гнойного отделяемого и слезостоянием во внутреннем углу одного или двух глаз
  • На веке ребенка появился гнойничок или образование в виде твердого шарика. Попытки выдавить гной могут закончиться разлитым воспалением и серьезной операцией.
  • Ребенок постарше жалуется на резь и «песок в глазах», сопровождающиеся покраснением глаз, жжением и болезненностью.
  • Ребенок говорит о наличии двоения в глазах, «летающих мушек», радужных разводов вокруг светящихся предметов. Это состояние может сопровождаться головной болью и рвотой. Такие жалобы требуют срочного обращения к окулисту и неврологу.
  • Школьник начал плохо видеть написанное на доске , прищуривается или не может разобрать мелкий текст.
  • Ребенок путает цвета и не в состоянии рассмотреть, что изображено на цветной картинке.
  • После черепно-мозговой травмы начало ухудшаться зрение.
  • Произошло попадание инородного предмета в глаз или возникла травма глазных тканей.

При любых офтальмологических нарушениях ребенка нужно в ближайшее время показать врачу. Промедление приводит к значительному ухудшению зрительных функций, развитию спазма аккомодации, а затем и миопии и других заболеваний глаз.

Профилактические осмотры

Нарушение зрения может долго не давать ярких симптомов. Поэтому даже здоровых детей нужно периодически проверять у окулиста:

• грудничков показывают врачу в месячном и годовалом возрасте; при возникновении жалоб или по рекомендации офтальмолога дополнительно в 3 и 6 месяцев
  • дошкольников – в 3 и 6 лет;
  • школьников осматривают в 7,10 и 11 лет, а с 14-летнего возраста – ежегодно.

На приеме офтальмолога проводится наружный осмотр глаз ( состояние век, положение глазных яблок, состояние глазных щелей ), проверяется острота зрения, рефракция ( с помощью скиаскопии или авторефрактометра ), цветовосприятие; проводится осмотр переднего отрезка глаза на щелевой лампе ( конъюнктива, роговица, хрусталик, стекловидное тело ) и осмотр глазного дна, чаще в условиях мидриаза ( расширения зрачка ). Также врач оценивает состояние глазодвигательных мышц, выявляет наличие или отсутствие косоглазия ребенка, проверяет зрачковые рефлексы.

При необходимости проводятся дополнительные исследования и измерение внутриглазного давления. При обнаружении нарушений ребёнку выписывается направление на консультацию к другим специалистам ( терапевт, невролог, эндокринолог ), выписывается рецепт на очки и /или контактные линзы, назначается необходимое лечение.

Какие заболевания лечит детский окулист

• Близорукость, дальнозоркость, астигматизм.
  • Дальтонизм – нарушение цветовосприятия.
  • Катаракту – помутнение хрусталика
  • Глаукому-повышение внутриглазного давления.
  • Различные формы косоглазия.
  • Воспалительные заболевания глаз и окологлазных тканей.
  • Врожденные заболевания и аномалии развития глаз.
  • Дакриоцистит – воспаление слезного мешка .
  • Гнойное воспаление век, ячмень, халязион.
  • Травмы и инородные тела глаз.
  • Ретинопатию – поражение сосудов сетчатки, приводящее к снижению и, в тяжелых случаях, к потере зрения.

С какими симптомами обращаются к детскому офтальмологу

• Снижение зрения.
  • Слезотечение.
  • Светобоязнь.
  • Гнойное отделяемое из глаз.
  • Появление гнойничков на веках, покраснение, отек век
  • Покраснение глаз, зуд
  • Нарушение цветовосприятия.
  • Помутнение зрения, появление светящихся кругов и мушек перед глазами.
  • Припухлость в области наружного или внутреннего угла глаза.
  • Опущение века (птоз).
  • Косоглазие.
  • Травматическое повреждение глаз и окологлазных тканей.

Как проходит осмотр у детского офтальмолога

Врач спрашивает, когда появились жалобы, с чем они могут быть связаны. Если ребенок лечился по поводу заболеваний глаз, нужно об этом сказать врачу. Также необходимо сообщить о перенесенных ранее других заболеваниях, операциях, не связанных с глазами, об аллергических реакциях.

Проверяется острота зрения с помощью таблиц Сивцева, Головина и Орловой с изображенными буквами, кружочками и картинками или проектора знаков. У совсем маленьких детей зрение проверяют с помощью скиаскопии (теневой пробы). При таком обследовании на зрачок направляется световой луч, отраженный от зеркала, и по движению тени оценивается рефракция ( гиперметропическая, миопическая, наличие или отсутствие астигматизма ).

Цветоощущение определяют при помощи таблиц Рабкина, в которой изображены цифры, отличающиеся по цвету от основного фона. Проводится осмотр радужки, век, роговицы, хрусталика глаза и глазного дна ( с использованием специальной линзы ) с помощью щелевой лампы. Осмотр глазного дна проводят также с помощью офтальмоскопии зеркальным или электрическим офтальмоскопом.

По итогам обследования назначаются:

• подбор очков при помощи прибора авторефрактокератометра или набора линз;
  • измерение внутриглазного давления;
  • офтальмоскопия – осмотр глазного дна. Для осмотра периферии сетчатки в глаз закапываются препараты, расширяющие зрачок;
  • Тест Ширмера, определяющая достаточность выделяемой слезы. За нижнее веко помещается полоска фильтрационной бумаги, которая в норме через 5 минут должна смочиться слезой на 10-15 мм.

Методики лечения

• Коррекция зрения с помощью очков и контактных линз. В детском возрасте при своевременно начатом лечении можно полностью восстановить зрение. Если это не удастся, ребенку в более старшем возрасте можно сделать лазерную коррекцию близорукости или дальнозоркости.
  • Лечение глаукомы проводится с помощью препаратов, снижающих внутриглазное давление. При отсутствии эффекта от консервативной терапии проводят антиглаукоматозную операцию для улучшения оттока внутриглазной жидкости и нормализации внутриглазного давления.
  • При воспалительных процессах, инфекциях и вирусных поражениях назначаются противовирусные, антибактериальные и противовоспалительные препараты. Лекарства применяются местно преимущественно в виде капель и мазей, а также внутрь – в таблетках. В некоторых случаях может потребоваться курс парабульбарных ( окологлазных ), субконъюнктивальных и/или внутримышечных инъекций.
  • Лечение косоглазия проводится с помощью ортопто-плеоптического лечения - путем ношения специальных очков, окклюзии («заклейки глаза ), аппаратного лечения, а в тяжелых случаях – с помощью операции.
  • В качестве дополнительной терапии применяются физиопроцедуры, глазная гимнастика, иглоукалывание, мануальные методики.

Лечение офтальмологических патологий у детей должно быть комплексным. Только тогда можно достигнуть положительного результата.

Как найти хорошего врача

Для этого нужно посмотреть данные о специалистах, выбрав наиболее опытного врача, владеющего современными методиками лечения и постоянно повышающего свою квалификацию. Данные можно найти на сайте лечебного учреждения, где работает окулист. Там же есть отзывы о специалисте и сведения о его стаже, опыте и образовании.

Цены на услуги детского офтальмолога

Прием детского офтальмолога 2 000 руб.