Лечение сахарного диабета

Сахарным диабетом называют эндокринное заболевание, проявляющееся недостатком гормона поджелудочной железы — инсулина. В результате дефицита этого эндокринного фактора нарушается углеводный обмен и другие виды обменных процессов в организме. В связи с тем, что сахарный диабет всегда протекает в хронической форме, лечение этого заболевания предполагает пожизненный прием лекарств и поддержание диеты. При этом, строго соблюдая советы эндокринолога и внимательно относясь к своему здоровью, пациент, страдающий сахарным диабетом, может жить полноценной жизнью.

• Усиленная жажда, сухость во рту и учащенные позывы к мочеиспусканию;
  • Повышение аппетита;
  • Характерный запах ацетона изо рта;
  • Повышение кислотности крови (кетоацидоз);
  • Частые инфекционно-простудные заболевания;
  • Сниженный иммунитет;
  • Длительное заживление любых ран и повреждений кожи;
  • Слабость, повышенная утомляемость, нарушение сна.

Эндокринологи выделяют два типа сахарного диабета, которые разнятся по первопричине развития эндокринной патологии:

Сахарный диабет I типа (инсулинозависимый). Сахарным диабетом I типа называют эндокринную патологию, которая связана с аутоиммунным поражением β-клеток островков Лангерганса поджелудочной железы. Именно эти клетки продуцируют гормон инсулин, который способствует переработке глюкозы в организме. Если погибает более 80% β-клеток островков Лангерганса развивается инсулинозависимый сахарный диабет. Этой формой эндокринной патологии страдает лишь 15% от общего числа больных.

Пусковым механизмом для развития сахарного диабета I типа может стать осложнение тяжелого инфекционного заболевания, токсическое воздействие ядов, генетический фактор и т.д. Эта форма сахарного диабета развивается чаще всего у молодых мужчин в возрасте до 30 лет, что легло в основу его второго названия – ювенильный диабет.

Лечение сахарного диабета инсулинозависимой формы предполагает тщательный контроль уровня сахара в крови при помощи специального аппарата – глюкометра – и регулярное введение индивидуально подобранной дозы инсулина в организм. Сегодня введение инсулина для больных сахарным диабетом I типа совершенно безопасно и безболезненно — пациенты используют современные автоматические инжекторы.

Сахарный диабет II типа (инсулиннезависимый). Главная причина сахарного диабета II типа – инсулинорезистентность тканей организма, которая проявляется нечувствительностью к инсулину. В этом случае гормон поджелудочной железы может вырабатываться не только в нормальных количествах, но и в повышенных.

Клетки организма при этом не воспринимают инсулин и посылают сигнал в мозг о его недостаточности. Мозг, в свою очередь, стимулирует дополнительный выброс инсулина в кровь, что приводит к истощению функциональной активности β-клеток островков Лангерганса. Глюкоза в крови при этом не перерабатывается, накапливаясь в клетках тканей и провоцируя появление описанных выше симптомов.

Сахарным диабетом II типа чаще страдают пациенты старше 40 лет, что связано со снижением толерантности к глюкозе в ходе возрастных изменений. Заболевание в одинаковой степени встречается и у мужчин, и у женщин. Лечение сахарного диабета инсулиннезависимой формы проводится при помощи медикаментозных препаратов сахароснижающего действия.

Кроме медикаментозного лечения, оба типа сахарного диабета предполагают необходимость строго соблюдать диету, индивидуально разработанную специально для пациента в соответствии с массой его тела, выраженностью эндокринной патологии, физической активностью и потребностью организма.

Эндокринологи уверяют, что в случае развития сахарного диабета II типа часто можно обойтись полностью без медикаментозной помощи при внимательном контроле уровня сахара в крови и соблюдении строжайшей диеты. Диета диабетика предполагает дробное питание (4-5 раз в день), полностью исключающее жирные, сладкие и жаренные продукты из рациона.

Разрабатывая диету, врач учитывает физическую нагрузку пациента в течение дня. Умеренная физическая активность положительно влияет на состояние больных сахарным диабетом. Кроме того, это предотвращает набор массы тела и развитие ожирения, которое также снижает чувствительность тканей организма к инсулину.

Грамотно организованное лечение сахарного диабета позволит избежать развития тяжелых осложнений, таких как диабетические ангиопатии, энцефалопатии, нейропатии, нефропатии и синдром диабетической стопы.

Диагностика сахарного диабета подразумевает контроль сахара в крови:

• Измерение уровня глюкозы в капиллярной крови из пальца на голодный желудок (сахарный диабет проявляется повышением уровня глюкозы в крови выше показателя 6,5 ммоль/л).
  • Анализ мочи на содержание глюкозы и кетоновых тел (в норме эти вещества в моче человека не обнаруживаются).
  • Определение уровня гликозилированного гемоглобина (показатель повышается существенно выше нормы в случае развития у пациента сахарного диабета).
  • Определение уровня С-пептида и инсулина в крови (при диабете I типа эти показатели снижены).
  • Глюкозотолерантный тест – нагрузочная методика определения скорости утилизации глюкозы в крови пациента. При проведении диагностики таким методом пациенту предлагается натощак принять 75 грамм сахара, растворенного в воде. Через 1-2 часа после глюкозной нагрузки проводят замеры уровня глюкозы в крови пациента, что позволяет определить, насколько эффективно работает инсулин в организме.

Щетинина Елена Станиславовна
Эндокринолог, Диетолог
9 из 10

Цены

Стоимость лечения инсулинзависимого и инсулиннезависимого сахарного диабета в медицинском центре «Открытая клиника» в Москве определяется типом эндокринной патологии, степенью ее выраженности и выбранной методики терапии. Мы предлагаем своим пациентам высокий уровень сервиса, инновационную диагностическую, лабораторную и терапевтическую базу, низкие цены. Клиника также гарантирует безопасность и конфиденциальность.

Прием эндокринолога 1 700 ₽

Лечение сахарного диабета в наших центрах в Москве

Терапия сахарного диабета в нашей клинике в Москве позволяет пациенту быстро привыкнуть к новому образу жизни, диете и физической нагрузке. В результате удается стабилизировать уровень сахара в крови, даже при тяжелом диабете.